Учитывая достаточно высокие цены на топливо, лишние литр-полтора бензина, расходуемые машиной на сто километров пробега, в сумме выливаются автовладельцам в существенную “копеечку”. Как уменьшить расход топлива, и каковы причины повышенного расхода – об этом и пойдет речь в данной статье.
Сразу отметим, что мы будем говорить не о снижении расхода топлива, а лишь о приведении его в соответствие с паспортными данными автомобиля. И так, от чего же зависит столь важная характеристика как расход топлива и как его можно уменьшить? В первую очередь, расход зависит от технического состояния машины.
Никому не надо объяснять, что не отрегулированная система питания во всех случаях приводит к сжиганию лишнего горючего и ни о какой экономии топлива в таком случае не может быть и речи. Владельцы инжекторных двигателей внутреннего сгорания с этой точки зрения занимают более выгодное положение, в отличие от владельцев карбюраторных ДВС, которые частенько требуют вмешательства специалиста.
Многие экономят на визите к “карбюраторщику” и пытаются снизить расход своими силами. Некоторые наивно считают, что чем глубже ввернуты винты регулировки количества и качества воздушно-топливной смеси, тем меньшим будет и расход топлива. Однако это вовсе не так: при обедненной смеси мотор не способен развивать нормальную мощность, при этом появляются “провалы” в движении, и как следствие, водитель вынужден все время переключаться на пониженные передачи и постоянно давить “на газ”. Как вы понимаете, в обоих случаях уменьшить расход топлива не удается.
Помимо не отрегулированного карбюратора, существуют и иные причины повышенного расхода топлива. К примеру, не замененный своевременно воздушный фильтр может стоить вам 10% от нормы расхода потребляемого топлива, а неисправный экономайзер принудительного холостого хода (ЭПХХ) способен снизить экономичность на 8%.
Еще одной причиной повышенного расхода топлива может стать неисправность системы зажигания автомобиля. Проблемы с искрообразованием неизменно приводят к нарушению нормального процесса сгорания смеси, в результате чего опять-таки снижается мощность мотора со всеми вытекающими (точнее, вытекающими в трубу) последствиями. Подсчитано, что нарушение зазора в контактной группе распределителя может увеличить количество сжигаемого бензина, а соответственно уменьшить экономичность на 10% относительно нормы. Ту же цену придется заплатить и любителям сэкономить на свечах зажигания. А неправильная установка угла опережения зажигания способна привести к еще большему перерасходу и снизить экономию до 30%.
Уменьшить расход топлива также способна нормальная работа системы охлаждения двигателя. Да-да, не удивляйтесь: она тоже вносит свою лепту в затраты на топливо и позволяет их существенно снизить. Дело в том, что при отклонениях температурных режимов работы двигателя изменяются процессы горения и смесеобразования. При недостаточно высокой температуре топливная смесь не сгорает без остатка, а при ее избыточном повышении снижается коэффициент наполнения цилиндров и формируются условия появления детонации. Мощность мотора снижается в обоих случаях. Так что помните: своевременно долив антифриз в опустевший расширительный бачок, вы избежите не только перегрева в городской “пробке”, но и сможете уменьшить расход топлива на 6-8% (подробнее от том, как долить антифриз).
Немалое влияние на расход топлива оказывают и покрышки. Например, шины с зимним рисунком при езде по чистому асфальту ведут к неизбежному повышению расхода топлива, и наоборот. Однако даже если на вашем авто стоят самые лучшие колеса, не забывайте следить за давлением в них, так как снижение давления в шинах всего на 0,3 – 0,5 атмосферы резко повышает износ покрышек, повышает расход топлива, а зачастую даже ухудшает устойчивость автомобиля, превращая езду в опасное приключение. Кстати, не следует забывать о том, что давление необходимо проверять в холодной шине, потому что во время езды она нагревается, давление в ней поднимается, и тогда корректировать его не имеет ни какого смысла.
О том, что на экономичность оказывает влияние стиль езды, знает практически каждый водитель. Вот только не все используют свои знания на практике для снижения расхода топлива. Многие опять-таки впадают в крайность: подозревая, что интенсивный разгон и движение на пониженных передачах ведут к очевидному перерасходу, они движутся со скоростью раненной черепахи и включают высшую передачу, чуть ли не сразу после первой.
Чтобы снизить расход топлива, при движении на автомобиле необходимо правильно подбирать передачу. Здесь исходить нужно из требований не столько экономичности, сколько безопасности: отсутствие возможности резко увеличить скорость часто играет злые шутки в критической дорожной ситуации. То же относится и к торможению: движение накатом позволяет несколько уменьшить расход топлива на машинах с карбюраторным двигателем, однако на скользкой дороге при этом может возникнуть занос, последствия которого иногда выливаются в сумму, гораздо большую, нежели удастся сэкономить на топливе.
Помимо рассмотренных факторов, на экономию топлива на автомобиле также влияет масса других. Среди них – люфт в подшипниках ступиц и отсутствие в них смазки в достаточном количестве, нарушение угла схождения колес (кстати, статья о том, как выполнить развал-схождение колес своими руками) и другие.
Подводя итоги, можно отметить следующее: для того чтобы уменьшить расход топлива на автомобиле и привести его в соответствие с паспортными данными, необходимо постоянно контролировать техническое состояние машины и оттачивать навыки экономичного вождения.