Покупка автомобиля – дело более чем ответственное, так что относиться к этому следует с предельной серьезностью. Конечно, наем опытного специалиста или поездка на сертифицированное СТО будут оптимальным решением. Но что делать, если намечается диагностика автомобиля своими руками?
Для начала советуем «перешерстить» интернет, если, конечно, нет другого варианта, в поисках подходящего б/у автомобиля. Следует обратить внимание на дату (когда именно было размещено объявление). Ситуации бывают разными, но если авто висит на сайтах уже несколько месяцев, то причин этому немного – завышенная цена или явные дефекты.
После просмотра фотографий обязательно нужно позвонить по указанному номеру и подробно расспросить хозяина обо всей подноготной машины:
- Владелец – это может быть как хозяин по техпаспорту, так и по доверенности. Во втором случае необходимо уточнить один момент – как долго этот собственник владеет машиной, перекупщик он, или нет? Если это перекупщик, то срок вряд ли превысит пару-тройку месяцев, ну а ежели хозяин ездит на ней хотя бы год, то, скорее всего, он просто не захотел тратиться на оформление техпаспорта, что, впрочем, вполне объяснимо – сейчас многие ездят на машине по доверенности.
- Количество хозяев – 1 или 2 человека не должны внушать опасений, но если за 3 года у машины сменилось 5 владельцев – это повод серьезно задуматься над покупкой.
- Аварии и покраска – была ли машина в ДТП и т. п. вопросы.
Наилучшим вариантом будет тот, когда продавец является первым хозяином авто и может показать сервисную книгу, со всеми отметками о пройденных ТО и ремонтных работах, которые проводились с автомобилем. Это жирный плюс, так как мастера на официальной станции вряд ли станут утаивать информацию, да и сомневаться в их компетенции поводов, как правило, нет.
Но такие случаи нечасты, так что рекомендуется держать ухо востро.
Диагностика кузова автомобиля
Перед тем как начать полномасштабную диагностику стоит крепко уяснить, что кузовные работы являются самыми дорогими, так что пренебрегать данной проверкой нельзя, иначе цена ремонта может оказаться просто космической.
Не стоит обольщаться на рассказы хозяев, что машина «не бита и не крашена». Такие автомобили – исключение. Но в этом нет ничего страшного, ведь если авто красилось, то совсем необязательно, что оно побывало в серьезной аварии – перекрасить машину могли и в косметических целях. То же самое касается и подкрашиваний. Главное – убедиться, что в подкапотном пространстве и в багажнике все в порядке – там не должно быть следов шпатлевки, разноцветных участков, капель краски. Если таковые имеются – это верный признак, что автомобиль побывал в ДТП, были погнуты или рассверлены лонжероны (силовые элементы) кузова. От такой покупки лучше воздержаться.
Далее рекомендуется проверить внешние элементы кузова. Для этого машина должна быть чистой – особое внимание при диагностике следует обратить на зазоры между деталями, их цвет, просмотреть жестянку на отсутствие коррозии (как правило, она возникает внизу дверей, у дренажных отверстий, на кромках колесных арок, порогах и некоторых других участках).
Лакокрасочное покрытие тоже нуждается в тщательной проверке – шагрень лака должна быть одинаковой. Кроме этого, не лишним будет вооружиться специальным прибором для измерения толщины покрасочного слоя. Но если такого в арсенале нет, то во время подобной диагностики допускается использование простого магнита. Его необходимо прикладывать к разным точкам кузова – если под краской плотный слой шпатлевки, то магнит будет держаться на нем заметно хуже, чем на целых поверхностях.
Диагностика внутри салона автомобиля
Интерьер – не менее важная часть. Салон должен быть чистым и опрятным, небольшие потертости будут иметь место, но стертые до основания руль и накладки педалей должны насторожить и заставить подробнее узнать о пробеге авто. Но в этом случае много нюансов. Так, например, рули автомобилей Skoda быстро изнашиваются, и уже к 120 000 км пробега будут далеко не в лучшем состоянии. Следовательно, подобные аспекты следует узнавать заранее на автомобильных форумах и у специалистов.
Не лишней станет и диагностика работоспособности элементов салона – подрулевых лепестков (если имеются), омывателей, стеклоочистителей, кондиционера или климат-контроля, печки, регулировки кресел и руля, стеклоподъемников и так далее.
Диагностика подвески, рулевого управления и тормозов
Менять детали в ходовой части придется в любом случае, так что важно, дабы эти расходы были минимальными. Если нет возможности отогнать авто для проведения диагностики на «яму» – рекомендуем проехаться на нем как по ровному асфальту, так и по грунтовой дороге. В это время следует выключить музыку.
Покрышки тоже следует внимательно осмотреть – одинаков ли рисунок, а также на предмет равномерного износа. Если одна сторона шины изношена сильнее второй – налицо проблемы в геометрии ходовой (нарушены углы развала-схождения).
На ровной дороге руль не должно тянуть в сторону, а в поворотах он обязан возвращаться в «ноль». Кроме этого, на разной скорости усилитель (если таковой имеется) будет менять усилие на баранке – данный момент также стоит отметить.
Что касается подвески, то на ухабах и неровностях не должно слышаться постоянных пробоев стоек, скрипов амортизаторов и других звуков. Недопустимо, чтобы во время езды автомобиль «рыскал» по дороге. Колодки обязаны работать тихо, не скрипеть и не свистеть, на руле не должно быть вибраций (их наличие – верный признак «покоробленных» тормозных дисков). Все электронные системы безопасности (ABS и т. д.) также следует проверить.
Диагностика коробки передач
С большой долей вероятности самостоятельно проверить можно только «механику». Передачи должны включаться четко, да и дергания авто при трогании с места недопустимы. На некоторых автомобилях определенные передачи просто не имеют синхронизаторов, так что с первого раза могут не включиться – об этом аспекте нужно помнить.
Что касается АКПП (гидротрансформаторные коробки, вариаторы, преселективные трансмиссии, роботизированные КПП), то проверять их необходимо исключительно на СТО. Более подробно о достоинствах и недостатках АКПП рекомендуем почитать в нашей статье «Что лучше автомат или вариатор».
Диагностика двигателя
Это важнейшая часть машины. Начать диагностику двигателя следует с визуального осмотра. Мотор может быть вымыт – часто так делают, чтобы скрыть подтеки моторного масла, но не всегда – бывает, что хозяин просто любит содержать авто в чистоте. Если же движок пыльный – значит, никаких попыток что-либо скрыть не предпринималось. Уровень технических жидкостей в бачках также должен быть оптимальным (между отметками min и max).
Работа мотора на холостом ходу должна быть ровной, без «троения», визга и скрипов. Стоит поинтересоваться о периодичности замены масла, фильтров, свечей и ремней, но верить хозяину на слово не рекомендуется – ремни необходимо поменять сразу же после покупки. Во время езды машина должна ускоряться без провалов после нажатия на акселератор.
Провести диагностику автомобиля перед покупкой своими руками вполне возможно, но полноценную диагностику на СТО (проверка компрессии, АКПП и другие моменты) такой подход не заменит. Расходы на профессиональный осмотр невелики, зато это позволит вам не купить кота в мешке.